Философия Гороскопы Отношения Красота и Здоровье
Лучшие статьи
Загрузка...
Загрузка...
загрузка...

Вера в Бога. О Боге – Троице

Богу свойственно быть невидимым, но познаваемым из дел.

Святитель Афанасий Великий


Что есть вера? Вера — это особое искусство жизни с Богом.

Искусство веры открывается тем, кто всем своим существом доверился Слову Божию и живой верой усвоил его себе как Божию силу во спасение. (Рим.1,16)

Религиозное понимание

Слово «вера» («вероучение») также употребляется в смысле «религия», «религиозное учение» — например, христианская вера, мусульманская вера и др.[7]

Верующий — религиозный человек[8], то есть представитель конкретной религии, носитель религиозной модели мира.

В социологии религии различают несколько типов верующих:

Но существует познавательный уровень еще выше, чем человек. И для его познания возможен только лишь путь откровения. Причем речь идет не только об Откровении религиозном. Кроме него, есть мир эстетического откровения, когда человек как наитие ощущает некое со-болезнование, со-переживание, со-радование и т.д. И вот здесь начинается мир, в котором технологии абсолютно не работают. Например, можно пойти в консерваторию и при этом в точности исполнить все инструкции по ее посещению. Я начищу туфли, надену костюм и «бабочку», приглашу девушку, куплю программку, бинокль, сяду на первый ряд. Но… я так и не пойму, что это было… А через месяц тот же человек может услышать по радио запись того же концерта и… с ним случится то, что философ Мераб Мамардашвили называл «впадение в состояние понимания».

Есть откровение совести, вторжение нравственного императива в мою жизнь.

И выше всего в этой иерархической лестнице стоит Откровение религиозное, Откровение Бога как Личности. Тут менее всего гарантий для успеха моей активности. То, что ждет нас в религиозном поиске, можно описать словами незаслуженно забытого философа по имени Винни-Пух. Когда однажды Пятачок попросил сочинить его вопилку ко дню новоселья ослика Иа-Иа, тот ответил: «Видишь ли, Пятачок, это не так-то просто. Потому что поэзия – это не такая вещь, которую ты идешь и находишь, а это такая вещь, которая находит на тебя. Поэтому единственное, что мы можем сделать – это пойти и встать на такое место, где тебя могут найти». Это и в самом деле очень точное определение откровения. На языке же философии русский мыслитель серебряного века Семен Франк дал такую формулировку: «Откровение есть там, где какая-либо реальность сама, по собственной инициативе и собственной воле открывает нам свое присутствие».

В отношениях человека с Богом умение слушать, ждать и уважать свободу «предмета своего интереса» гораздо важнее активности исследователя. Как нельзя, например, влюбить в себя, так нельзя и общаться с Богом при помощи наших интеллектуальных или даже аскетических технологий.

Представьте, тринадцатилетний мальчик ведет свой интимный дневник и пишет: «Мне уже тринадцать, я большой. Значит, пора вести взрослую жизнь – с завтрашнего дня начинаю ухаживать за Машкой с соседней парты». Спустя неделю мальчик подводит итоги своего эксперимента: «Я все делал по инструкции. Провожал Машку домой пять раз, в кино водил два раза, покупал мороженое три раза, в ухо получил четыре». И вывод: «Нет правды на земле, врут взрослые – никакой любви не существует».

Что можно сказать этому подростку? Ну, напиши ты хоть сто инструкций, но ни одна из них не заставит Машку влюбиться в тебя. Вот и в отношениях с Богом бесполезно надеяться на инструкции. Есть, конечно, заповеди, есть аскетические практики, но все это средства очищения и изменения себя, средства подготовки к главной встрече, а не средства воздействия на Бога. В христианстве исполнение заповедей, обрядов или каких-то духовных упражнений совершенно не гарантирует, что Бог теперь обязан открыться человеку.

Святой Феофан Затворник (XIX век) говорил об этом так: «Пребывание души с Господом не от нас зависит. Господь посещает душу. Она и бывает с Ним, и играет пред Ним, и согревается Им. Как отойдет Господь – душа пустеет и совсем не в ее власти воротить к себе посетителя».

"С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Библия. Евангелие от Матфея, глава 4, стих 17).

Верующие люди обычно ожидают Царства Небесного, Царства Божьего, или еще как его называют. Мы живем на земле, а мечтаем жить в небе. Хотя кто-то считает, что лучшее небо - это земля, и Царство Божье на самом деле будет на земле. Да, так оно и будет, если внимательно изучать Библию, однако почему-то это земное Божье царство всё же названо в Библии небесным. Ну да ладно, суть не в названии. Как угодно его назови, лишь дай мне попасть в него. И вот здесь и проявляет себя вера.

"Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть" (Библия. Евангелие от Луки, глава 17, стихи 20-21).

Позволю себе привести тут некоторое сравнение. Вы знаете, что каждый человек имеет опыт земной любви, и он тоже сакраментален, передать его также невозможно. Даже опыт любви к своим детям передать невозможно – ребенок его не поймет. Или опыт влюбленности: влюбленный человек может рассчитывать на истинное сочувствие не у того, кто когда-то любил, а того, кто сейчас любит. И, говоря о вере как о Таинстве, нужно отметить, что это опыт личной встречи человека с Богом. И Бог каждого призывает к личному богообщению. Этот опыт меняет человека очень сильно, делая его счастливым. В этом осуществляется замысел Божий о человеке.

ЛЮБОВЬ И СВОБОДА – ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ БЫТИЯ
Бог дал нам свободу идти к Нему или идти от Него, желать любить или не желать любить. «Почему Христос сам не придет?», - скажете вы. Но даже из нашего маленького жизненного опыта мы можем понять, что если самому навязываться, это не оценят, и, тем более, это недостойно Бога.

Подлинные чувства и подлинные взаимоотношения могут быть только тогда, когда они основаны на свободной воле. Бог нас сделал свободными. Мы по своей воле можем делать подобных себе людей, и они тоже будут вечными. Человек рождается, и он уже вечный, уничтожить его нельзя – вот какое доверие оказал нам Бог! Бог создавал мир как отражение Своих свойств. И очень важно понять отношение Бога к миру.

Без Мене не можете творити ничесоже

Если человек хочет жить, не терзаясь, то он должен уверовать в то, что сказал
Христос: “Без Мене не можете творити ничесоже”. То есть нужно в положительном
смысле этого слова отчаяться в самом себе и уверовать в силу Божию. Отчаявшись,
в хорошем смысле слова, в себе самом, человек находит Бога. “Все упование мое на
Тя возлагаю” [ 220 ]. Даже самые духовные люди не могут быть уверены за свою
жизнь, поэтому они никогда не выходят из пределов своей уверенности в Бога. Они
возлагают свою надежду на Бога и отчаиваются лишь в своем “я”, потому что “я”
приносит человеку все духовное несчастье.

Уверенность в самом себе — это
наш величайший и злейший враг, потому что, когда мы этого не ждем, она
беспощадно вдребезги разбивает то, что мы строили, и оставляет нас, несчастных,
под открытым небом. Имея самоуверенность, человек связывается и не может ничего
сделать или же борется в одиночку. После этого естественно, что он побеждается
врагом или же терпит неудачу и сокрушает свое “я”. Часто добрый Бог очень мудро
дает нам увидеть и Свое Божественное вмешательство, и ту неудачу, которую мы
потер пели от уверенности в себе. Наблюдая и испытывая каждое событие, которое
случается с нами в жизни, мы приобретаем опыт, бываем внимательны и таким
образом преуспеваем.

Христос сначала искал веры в силу Божию и после
этого совершал чудо. “Если ты веруешь в силу Божию, — говорил Он, — то будешь
исцелен”. Не так, как ошибочно утверждают сегодня некоторые: “У человека есть
силы, и, веря в них, он может сделать все. Разве в Евангелии не написано тоже
самое: “Веруй”? Следовательно, наши слова согласны с Евангелием”. Да, Христос
спрашивал: “Веруешь ли ты?” — но, спрашивая это, Он имел в виду следующее:
“Веруешь ли ты в Бога? Веришь ли, что Бог может сделать это?” Он хотел, чтобы
человек подтвердил то, что он верует в Бога, и тогда помогал ему. Нигде в
Евангелии не написано, что надо верить в свой эгоизм. Оно призывает веровать в
Бога, в то, что Бог может помочь мне, может меня исцелить. Но эти люди извращают
смысл евангельских слов и говорят: “У человека есть сила, и он должен верить в
себя”. Но если кто-то верит в себя, то в этом есть либо эгоизм, либо беснование.

— Эти люди, Геронда, если происходит чудо, говорят, что человек верил
в то, что оно произойдет, и потому так и случилось.


Конечно, сколько людей, столько бывает и путей к Богу.
Кто-то обращается к вере через изучение природы. Некоторых
Создатель привлекает к Себе посредством явных чудес:
человеку грозила смерть, неминуемая беда, неизлечимая
болезнь, и вдруг все благополучно разрешилось без видимых
земных причин. В этом случае точно дается знать, что
помощь подал именно Всевышний.


Но, как бы то ни было, если в человеке не произойдет
внутренний переворот, переоценка ценностей, а точнее, если
не произойдет пробуждение его души, ее перерождение,
верующим он не станет ни при каких аргументах.


Почему же далеко не у всех людей совершается подобное
душевное прозрение?

— Сомнение и маловерие — как
соотносятся эти понятия? Это одно и то же или
нет?


— Это понятия очень близкие. Помните, Господь
говорит Петру, протягивая ему Свою руку: маловерный!
зачем ты усомнился?
(Мф. 14, 31).
Маловерие — это малая вера, вера, которая живет в
человеке, но не заставляет человека жить в соответствии с
нею. Помните эпизод с исцелением бесноватого отрока? Отец
этого отрока говорит Господу: если что можешь, сжалься
над нами и помоги нам
(Мк. 9, 22). У
него есть вера, ее хватает на то, чтобы обратиться к
Учителю, но не хватает на то, чтобы верить в Его
всемогущество.

— Есть люди, которые говорят, что не могут
поверить в Бога и во все, что происходит в Церкви:
«Нет веры, и все. Такой (такая) я, видно, по природе
— неверующий (неверующая)». Что бы Вы сказали
такому человеку?

Самое совершенное и великое дело, которого только может желать и достигнуть человек, есть сближение с Богом и пребывание в единении с Ним.

Преподобный Никодим Святогорец
(голосов:0)
Похожие статьи:
Как вы приобщились к религии?
(%)
Самостоятельно, вследствие личной духовной потребности
23,7
Посвящен (крещён) в детстве, но не считаю себя верующим
18,9
Воспитывался в религиозной семье
13,1
Затрудняюсь ответить
11,7
Оказали влияние друзья, близкое окружение
9,6
Другое
8,2
В результате сложных жизненных ситуаций
6,2
Не посвящен (не крещен), но считаю себя верующим
2,1

Многие люди в последнее время задаются вопросом: «Зачем вообще нужна вера в Бога?» Этот вопрос звучит с экранов телевизоров, его обсуждают в блогах и в статьях, напрямую или косвенно его задают знакомые и друзья. Причина этого чаще всего кроется в неправильном понимании того, что такое вера в Бога. Современный мир в большей степени мир материальных ценностей и часто упускается духовная сторона жизни. Почему же человеку нужна вера?


2Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.

3И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

4И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.


Комментарии к статье Вера в бога Что это:
loading...
Загрузка...


2015-2016